Принимая решение создать свою службу такси, нужно определиться с её форматом. Варианты такие: сделать всё самому — сформировать автопарк, набрать водителей, создать диспетчерскую службу и начать работу — или передать часть этих функций сторонним исполнителям. Первый вариант подойдёт, скорее, тем, кто обладает средствами и желанием работать за пределами Москвы: рынок в регионах, даже в городах-миллионниках, всё ещё не насыщен и дик. Создавая собственный автопарк на насыщенном рынке, можно сфокусироваться на представительских услугах: обладая хорошими автомобилями и вежливыми водителями, не сложно заключать контракты с крупными компаниями и развозить их сотрудников по домам или сопровождать их в аэропорты. Создание даже маленького автопарка на 3–4 автомобиля обойдётся не менее чем в 1 млн рублей (при условии покупки машин в кредит или приобретения в лизинг).

Стать посредником куда легче и дешевле. Порог вхождения минимален, можно уложиться в 100 000 рублей — достаточно приобрести оборудование, позволяющее принимать заказы. Диспетчерские службы, заключившие договоры с водителями-ИП, могут стать партнёрами сервисов наподобие «Яндекс.Такси». Однако стоит учесть, что, например, московский рынок очень насыщен подобного рода предложениями. Игроки постоянно демпингуют, переманивают друг у друга водителей и строят козни. Сроки окупаемости в обоих случаях зависят от рынка. Считается, что при удачном стечении обстоятельств каждый таксист может зарабатывать до 100 000 рублей в месяц. При этом автопарки часто заключают с водителями договор аренды — сдают автомобили в прокат, а диспетчерские берут процент с выполненного заказа (15% — средний показатель по рынку).

Помещение

Если вы собираетесь оборудовать диспетчерскую, исходите из требований СанПиН, регулирующих работу с вычислительными машинами. Исходите из того, что при непостоянном присутствии персонала на рабочем месте на каждого диспетчера положено отводить 1,5 м2, при постоянном — 4,5 м2 . Автопарк можно разместить в промзоне, арендовав место для стоянки автомобилей, вы можете сделать на базе автопарка собственный сервис-центр или разместиться рядом с существующим. К офисным помещениям автопарка предъявляются стандартные технические требования. Не забудьте оборудовать комнату отдыха для водителей.

 

Автопарк

Сформировать автопарк можно четырьмя способами: купить автомобили в собственность и оформить их на ваше ООО, взять автомобили в лизинг, арендовать машины без водителя на короткий срок или заключить договоры с владельцами собственных авто. Эти схемы можно совмещать.

Лизинг даст возможность сократить затраты на запуск предприятия, растянув их на весь срок договора в виде ежемесячных платежей. Он позволяет сэкономить на налогах, ведь автомобили могут не учитываться на балансе предприятия, а проходить как собственность лизингодателя. Журнал «Советник юриста»приводит расчёт на примере оборудования стоимостью 12 млн рублей, который показывает, что эффективность лизинга по сравнению с покупкой оборудования за счёт собственных средств составляет более 3 млн рублей, по сравнению с приобретением оборудования в кредит — более 1 млн рублей, благодаря налоговой оптимизации.

Впрочем, у этой методики есть и свои недостатки: как правило, стоимость лизинга всё равно выше, чем цена автомобиля даже при покупке в кредит, поэтому перед заключением сделки предстоит внимательно подсчитать все плюсы и минусы. Кроме того, не имея автомобилей на балансе, вам нечего будет заложить в случае необходимости.

В любом случае первые две схемы предполагают, что вы — владелец квартиры или других активов и имеете за плечами хорошую кредитную историю, иначе банки и лизингодатели с вами связываться не станут. Оба эти варианта создания автопарка предполагают длительное вовлечение, и, если дела не пойдут, нельзя через три месяца просто взять и вернуть все машины. Таких рисков лишены схемы с арендой автомобилей и заключением договора с водителями-владельцами.

Документы

При регистрации ИП и ООО нужно будет выбрать ОКВЭД 60.22 (Деятельность такси). Если вы регистрируете ИП и создаёте небольшую службу, численность персонала которой не будет превышать 15 человек, вы можете получить патент на работу и сэкономить на налогах.

Согласно вступившему в силу с 1 сентября 2011 года ФЗ № 69, все автопарки и индивидуальные предприниматели должны обладать лицензией на оказание услуг перевозки пассажиров. Для того, чтобы получить лицензию, заявитель должен представить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии ПТС автомобиля, паспорта заявителя, а также лизингового договора на автомобиль, если он находится в лизинге. Каждое разрешение выдается на конкретный автомобиль и действует только в одном регионе.

В некоторых регионах вводятся дополнительные правила. Например, в Санкт-Петербурге, покупка автомобилей подразумевает регистрацию автохозяйства.

Если вы становитесь посредником между пассажиром и водителем, вам достаточно просто зарегистрироваться как юрлицо и заключить с водителями договоры, в которых шофёры будут фигурировать как налоговые агенты.

 

 

Другие расходы

Персонал

Закон предъявляет следующие требования к водителям такси: стаж от трёх лет и медицинский осмотр перед выходом на линию. Таксопарки и диспетчерские службы имеют свои стандарты, которые обычно сводятся к адекватному поведению и опрятному внешнему виду. Если вы работаете с водителями по системе аренды вашего авто или заключаете договоры с владельцами машин, вам не придётся тратиться на зарплату шофёров. Работа диспетчера оценивается в 20 000–40 000 рублей в зависимости от квалификации, опыта работы и загруженности. Диспетчеры, к слову, могут работать из дома. Это сократит расходную часть на офис, уборку и т.п.

Оборудование
и постоянные расходы

На рынке за последние пару-тройку лет появилось множество решений для служб заказа такси. Многие компании предлагают за небольшую абонентскую плату (20 000–30 000 рублей в месяц) установить необходимое оборудование для работы колл-центра, отслеживания заказов, формирования статистики. Для больших служб есть более навороченные и, соответственно, более дорогие аналоги. Писать программное обеспечение самому не придётся.

Обслуживание одного нового автомобиля в автопарке может обходиться в среднем в 3 000–5 000 рублей в месяц.

Продвижение

Собственный сайт, реклама в виде флаеров в ресторанах и барах, покупка баннеров в социальных сетях и вложения в SEO могут стоить бесконечно много. Партнёрство с сервисами вроде «Яндекс.Денег» (комиссия 5% с каждого заказа) сократит вашу прибыль, но увеличит количество поездок и прибавит узнаваемости бренду.